Ещё одним существенным отличием от оригинала стали аккумуляторы, которые, по вполне понятным причинам, на исходном проекте не предусматривались.
Аккумуляторы нужны для работы электромотора, и на сервисные надобности яхты: навигационные огни, приборы, осушительные помпы, вентиляцию, освещение. Но главное – ход.
Выбирая тип, я остановился на традиционных кислотных (автомобильные стартерные батареи).
Вообще-то, в литературе рекомендуют для длительных постоянных нагрузок применять щелочные. Но,
- Во- первых, щелочные на порядок дороже и при этом не факт, что будут так же долго служить.
- Во вторых, в случае необходимости замены, найти стандартную автомобильную батарею гораздо проще, чем подходящую щелочную.
- В третьих , удельная мощность (ампер-часы на единицу веса) кислотных всё же по-более чем щелочных, хотя тут есть оговорка – мне то как-раз предпочтительно было бы банки по тяжелее – аккумуляторы на лодке размещены ниже ватерлинии и служат балластом. Так что лишний вес им совсем не лишний.
Количество аккумуляторов определялось единичной ёмкостью одной батареи и желаемым запасом хода.
В оценке последнего я ориентировался на экономическую скорость (примерно 3 узла при полном штиле) и максимальное расстояние, которое мне на такой скорости надо пройти - 7 миль.
При условии, что в экономичном режиме двигатель будет развивать мощность примерно в 1 kWt, а ёмкость одной батареи составляет 45 A*h получалась следующее:
- Чтобы крутить киловаттный моторчик, батарея, при напряжении на своих клеммах 12 V, должна давать ток 1000Wt / 12A = 84A
- Разряжать батареи до «нуля» нельзя - располагаемая ёмкость не более половины от физической, т.е. около 20 A*h
- Это означает, что при такой нагрузке, допустимое время работы одной батареи составляет 20 A*h / 84 A = 0,23h или 14 минут
- Чтобы пройти 7 миль 3-х узловым ходом потребуется 7/3 = 2 часа 20 минут (всего 140 минут)
- Следовательно, мне необходимо 140 / 14 = 10 батарей.
Вот их и предстояло разместить на яхте.
Самым подходящим местом для них было пространство в центральном отсеке ниже ватерлинии. По сложившейся традиции это место и называется "аккумуляторной ямой".
Трудно сейчас сказать, откуда пошёл этот термин.
На кораблях и первых подводных лодках, действительно такие отсеки были похожи на "ямы" - расположенные в глубине, в подпалубном пространстве, они вполне соответствовали этому слову. Но со временем лодки росли и уже ко IIWW аккумуляторные отсеки на "ямы" никак не походили.
На фото "аккумуляторная яма" советской подводной лодки "Народоволец" класса D-2 (спущена на воду в 1929 году). / фото из http://soulim.livejournal.com/21767.html /
А название сохранилось. И даже на совсем маленьких субмаринах вроде такого "транспортировщика диверсантов"
СверхМалая Подводная Лодка - СМПЛ"Тритон-2" проекта 908 в экспозиции Владивостокского музея ТихоОкеанского Флота http://www.museum.ru/C9729
Фото взято из http://nevsepic.com.ua/armiya/19414-sovetskaya-sverhmalaya-podvodnaya-lodka-proekta-908-triton-2-61-foto.html
соотвествующий отсек всё-равно называют "ямой".
Однако, чего совсем уж не понять - там где "яма" таки яма, например в подземном бункере командного пункта запуска межконтинентальных баллистических ракет, она "ямой" не зовётся.
Такой вот могучий русский язык. Ну да Бог с ним, строить надо.
Аккумуляторная яма на яхте с электроприводом, пожалуй самый большой и ответственный отсек. Он должен обеспечивать сохранность батарей от воды и механических повреждений. При этом, делать его герметичным нельзя, по причине необходимости вентилировать взрывоопасные газы, выделяющиеся при работе аккумуляторов.
Первым делом, под батареями надо обеспечить "постель", выровняв продольную кривизну и килеватость днища. "Постель" - это несколько продольных рёбер, образующих плоскую геометрию основания банок. При этом между банками и днищем остаётся зазор, где может свободно "гулять" вода, что облегчает её откачку из отсека, если она туда попадёт.
Стенки аккумуляторной ямы образованы двумя продольными переборками и одной поперчной (носовй). В корму яма примыкает к мидельной переборке. В своей верхней части каждая переборка упрочнена стрингерами, которые служат заодно и опорой для внутренней палубы. В стрингерах оставлены отверстия(шпигаты) для свободного стекания воды с палубы в трюм к помпам - остойчивость превыше всего!
Все пеерборки оклеены стеклотканью и покрыты гелькоутом.
Внутри размещены элементы крепления батарей, препятствующее их смещению при качке.
Каждая батарея зафиксирована в своей ячейке специальной планкой, затянутой на шпильке быстросъёмным "барашком".
В левой переборке сделан герметичный вывод кабелей.
Из каюты аккумуляторная яма закрывается складной пайолой.
Самым подходящим местом для них было пространство в центральном отсеке ниже ватерлинии. По сложившейся традиции это место и называется "аккумуляторной ямой".
Трудно сейчас сказать, откуда пошёл этот термин.
На кораблях и первых подводных лодках, действительно такие отсеки были похожи на "ямы" - расположенные в глубине, в подпалубном пространстве, они вполне соответствовали этому слову. Но со временем лодки росли и уже ко IIWW аккумуляторные отсеки на "ямы" никак не походили.
На фото "аккумуляторная яма" советской подводной лодки "Народоволец" класса D-2 (спущена на воду в 1929 году). / фото из http://soulim.livejournal.com/21767.html /
А название сохранилось. И даже на совсем маленьких субмаринах вроде такого "транспортировщика диверсантов"
СверхМалая Подводная Лодка - СМПЛ"Тритон-2" проекта 908 в экспозиции Владивостокского музея ТихоОкеанского Флота http://www.museum.ru/C9729
Фото взято из http://nevsepic.com.ua/armiya/19414-sovetskaya-sverhmalaya-podvodnaya-lodka-proekta-908-triton-2-61-foto.html
соотвествующий отсек всё-равно называют "ямой".
Фото взято из http://wind11.livejournal.com/20332.html
Такой вот могучий русский язык. Ну да Бог с ним, строить надо.
Аккумуляторная яма на яхте с электроприводом, пожалуй самый большой и ответственный отсек. Он должен обеспечивать сохранность батарей от воды и механических повреждений. При этом, делать его герметичным нельзя, по причине необходимости вентилировать взрывоопасные газы, выделяющиеся при работе аккумуляторов.
Первым делом, под батареями надо обеспечить "постель", выровняв продольную кривизну и килеватость днища. "Постель" - это несколько продольных рёбер, образующих плоскую геометрию основания банок. При этом между банками и днищем остаётся зазор, где может свободно "гулять" вода, что облегчает её откачку из отсека, если она туда попадёт.
Стенки аккумуляторной ямы образованы двумя продольными переборками и одной поперчной (носовй). В корму яма примыкает к мидельной переборке. В своей верхней части каждая переборка упрочнена стрингерами, которые служат заодно и опорой для внутренней палубы. В стрингерах оставлены отверстия(шпигаты) для свободного стекания воды с палубы в трюм к помпам - остойчивость превыше всего!
Все пеерборки оклеены стеклотканью и покрыты гелькоутом.
Внутри размещены элементы крепления батарей, препятствующее их смещению при качке.
Каждая батарея зафиксирована в своей ячейке специальной планкой, затянутой на шпильке быстросъёмным "барашком".
В левой переборке сделан герметичный вывод кабелей.
Из каюты аккумуляторная яма закрывается складной пайолой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий