Поиск по этому блогу

четверг, 12 февраля 2015 г.

Лючки, пайолы, шпигаты…

У моряков по океанам принято «ходить», а по отсекам – лазать. Это все знают, пусть и относятся к синтаксическим эвфемизмам морского слэнга примерно так же, как к мифам о русалках.
 
 Ога... Да-да.. как-то вот так.

На деле же , именно "лазать". Особенно в тесном пространстве маломерного судна. Без дырок на корабле никак и во избежание несчастья,  все их надо плотно-наплотно задраить.
А кроме того, на яхте, в разных, заранее отведённых местах положено хранить совершенно определённые вещи: якоря – в цепном ящике, паруса – в парусном, верёвки - по рундукам, вёсла, спас-жилеты и так далее.  Эти отсеки так же закрываются крышками, причём по некоторым потом ещё и ходить.
Всякое отверстие в переборке, а уж тем более в обшивке бортов, должно быть надлежаще укреплено. Даже если  дырка та всего «на палец» - для шланга, кингстончика или обычного электропровода. Это непреложное правило.
Укрепление отверстия выполняется подклейкой дополнительного слоя стеклоткани (в простейшем случае) ...
 
 
... или примоноличиванием небольшого фланца , вырезанного из фанеры, так что б он был хотя б в 2 раза больше дырки.
 
Теперь лючки.
С простыми люками всё просто.
Их делаем из обрезков той фанеры, которая шла на переборки.


Если необходимый по конструкции проём вырезать аккуратно, то такой обрезок  сам идёт на заготовку крышки люка. Его достаточно лишь укрепить оребрением.

Впрочем, так же как и саму переборку в месте установки такого лючка.


Готовый лючок оклеивается стеклотканью , шпаклюется и покрывается гелькоутом...

 
... и ставим на место.

Другое дело палубные крышки и пайолы. Тут надо повозиться.
Например, под кокпитом у меня расположен моторно-трансмиссионный отсек, и здесь же рядом запасной якорь.  


Пространство этих отсеков закрывается пайолами – большими крышками, по которым можно ходить. Что б они при качке не терялись, их закрепеляют на бимсах шарнирами. Ну и замки, тоже.
 
 
По размеру такая крышка довольно велика, а что б она ещё и выдерживала вес крепкого матроса, наступившего на неё со всего разбега, такая крышка должна обладать особой прочностю. Делать её из цельного куска толстой фанеры – тяжеловато будет. Поэтому  каждая пайола представляет собой конструкцию, склеенную из листа 6-и мм морской фанеры, укреплённой рёбрами из сосновых  рек 25х30мм, и защищённую со всех сторон стеклотканью.
 
Сперва вырезаем собственно крышку.
 

Затем приклеевем к ней рёбра жёсткости.
В этом деле важно хорошенько надавить. причём , не столько сильно, сколько равномерно.


И тут все средства хороши.  )))


Дождавшись отвержения смолы, оклеиваем  пайолу стеклотканью.


Получается крепкая и стойкая к воде "коробка", лёгкая и прочная.

Ещё сложней задача - палубные люки: для цепного ящика и в ахтерпике.

 
Тут надо позаботиться ещё и об уплотнении, и что б лишней воде было куда стечь.


  А значит - кроме крышки стоит ещё и с комингсом поработать.


Для него я выбрал алюминиевый профиль - швеллер 40х10 мм, полученный из куска квадратной трубы, разрезанной вдоль.
Профиль хорошо гнётся и держит форму.
Гнул руками, по обечайке, зажав в тиски металлическую болванку подходящего диаметра


(Удачно подошёл корпус от японского  артиллерийского снаряда. Ну да, от снаряда. А что тут такого? В Приморье полно японских машин second-hand.


Почему бы тут не быть и японским снарядам от 3-х дюймовой полевой  гаубицы).
За пол-часа согнул как надо, и комингс встал на место как родной.


Омонолитил крепление пеногреметиком.


Лючок навешивается на петли, ставим замок...


... и готово. Можно "лазать"
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий