Один
мой приятель недавно получил пост финансового директора в некой весьма
известной компании. Не то что бы он по натуре карьерист, однако назначением
своим был безмерно доволен.
Именно верстак, и ничего иное.
Не обеденный стол, вышедший из употребления в вашей прежней квартире, и за жалостью расстаться, перекочевавший в гараж. Не подоконник на балконе. Не пара «козелков", с накинутым на них дверным полотном , снятым по случаю в какой-то брошенной строителями бытовке.Не годятся также те складные разноцветные игрушки, что по нынешней моде продаются у нас в хозяйственных магазинов, наряду с таким же разноцветным и зачастую бестолковым электроинтсрументом.Нет, никакие компромиссы не возможны. Только верстак! Это ваша Великая Китайская Стена, которая должна уметь выдерживать любые удары судьбы, надёжно защищать вас от таковых, и нежно лелеять творения ваших рук, как хранит покой ребёнка детская, кроватка. Надёжность превыше всего. К стати о безделушках. Реклама порой до бесстыдства навязчива и словно приворотное зелье вам постараются впихнуть вещи, совершенно бесполезные. Будьте бдительны. ! Всё хорошо к месту. И даже на своём месте – в меру. Ничего не имея против тех кто выпускает такие вот красивые штучки, хочу лишь напомнить – они для борьбы с бытовой скукой, типа хобби. Очень симпатичный артефакт. Хорошо в интерьере от «Икея». Но не более..
Ведь чем
удобнее рабочее место, тем меньше устаёшь, больше успеваешь сделать, да и о
качестве можно позаботиться. Надо
учитывать собственный рост, вес, анатомию, привычки… Ясно дело, что не всякий левша сможет нормально
работать за таким же столом, где комфортно себя чувствует обычный «праворукий»
столяр. И так далее. Вплоть до семейных привычек и национальных традиций. Вот посмотрите на это японский верстак,
который показан на рисунке.
Да-да, это тоже
верстак. Ну что поделаешь – им так удобно. Японцы в
основном низкорослые и не тяжёлые (исключая кончено борцов сумо). А потому им
европейская форма верстака малопригодна.
Вот и придумали это чудо. Деталь зажимают ногами. Сами, что б не прыгать,
садятся верхом на эту колоду и так работают. Необычно ? Да. Однако, судя по
качеству японской мебели, сказать что это «плохо» язык не
поворачивается. Мастеру так удобно. И с этим не поспоришь
Посмотрите
на фотографию: где стоит верстак? А ведь у многих даже такой возможности нет.
Вопрос о свободе пространства, точнее о полном
отсутствии оной – зачастую оказывается решающим в выборе конструкции
верстака для домашней мастерской. В поисках ответа на него, важно не навредить
первым двум вышеупомянутым критериям .
Так что не стоит торопиться в магазин. Хотя при
наличии выбора, покупным изделиям всё же следует отдавать предпочтение. Уже
хотя бы потому, прогресс не стоит на месте и даже в таком консервативном деле как
устройство столярного верстака есть немало новшеств. Кроме того, выпуск первоклассного инструмента для целого
ряда фирм - это бизнес. Причём они
занимаются им уже не первую сотню лет. У
них есть свои секреты мастерства, которые новичку и недоступны и непонятны.
Вряд ли есть смысл даже вникать в такие подробности – проще взять и купить. Конечно, у меня рука не поворачивается советовать
начинающему мастеру тратить деньги на верстаки от таких известны производителей, как Sjoberg
, Geoffrey Noden , DIEFENBACH BENCHES™ , JACOBSEN .
Деньги (хотя и стоят такие вещи денег не малых) так вот деньги тут не главное. Верстак, он как музыкальный инструмент – для учеников по-проще, для мастеров – эксклюзив.
Верстаки для мастеров, вроде того, что показан на фото выше, стоят от 3 тысяч долларов за штуку. Но для настоящего мастера цена уже не существенна.
За обозначенную цену неплохие верстаки можно приобрести по каталогам … Эти изделия отвечают всем требованиям профессионального рабочего места, уступая дорогим конструкциям лишь в долговечности и некоторых характеристиках точности позиционирования деталей. Для начинающих это на первых порах не очень важно. Такие конструкции просты, понятны в работе, легки в обслуживании и ремонте. А главное - они дают вполне ясные первоначальные навыки того, как правильно организовать рабочее место корабельного плотник
Конструктивно, сам по себе верстак – очень простое изделие. Я думаю, что его устройство несложно понять из приведённых здесь эскизов. Станина – это просто четыре ножки, скреплённые восьмью перекладинами как можно жёстче. Иногда их сваривают из стального швеллера. Но душа к такой «сварке» у меня не лежит. Цельно-деревянные предпочтительны. А уж если из металла, то обязательно на болтах, чтоб при случае можно было разобрать и переставить верстак в другое место.
В них вставляют различные мелкие приспособайки : всякие упорчики, зажимчики, струбцинки маленькие и прочие средства фиксации заготовок перед их обработкой. Ведь на столярном верстаке можно не только строгать и пилить. На нём и шлифуют, и фрезеруют, и сверлят и клеят… Потому вариантов фиксации придумано великое множество, но все они так или иначе упираются в эту нехитрую вещь – дырку .
В третьих
– что б основная масса инструментов , тех, которые часты в употреблении –
всегда доступны и под рукой.
И конечно
же никогда не стоит стесняться вносить в конструкцию своего верстака разные
усовершенствования. Не обязательно всё
покупать в магазине и «по каталогу». В
большинстве случаев достаточно подумать своей головой, а там и руки пригодятся.
Вот и я себе сделал такой вот симпатичный верстачок
Приятно было раскладывать всё своё добро по его ящичкам ))
На
последок, как всегда мои рекомендации посетить «верстачные» сайты.
И этого не скрывал.
Буквально на следующий день, он поспешил купить билет на самолёт и улетел в Японию.
Как потом выяснилось, исключительно чтобы лично побывать в компании Kukoe, где выбрать себе стол в кабинет «собразноо статуса». «Терпеть не могу
чувствовать себя в
чём-то стеснённым. А заботиться о чужих деньгах, пребывая в раздражении от
собственного рабочего места – это значит скоро не станет ни денег ни места»,
- таким было его объяснение.
Наверное, позиция в чём-то небезупречна
Но спорить с ним я не стал. Ведь всякая работа,
действительно требует внимания. А иногда, ты просто нуждаешься в поддержке,
если не окружающих, то хотя бы собственного стола.
Верстак в мастерской – как раз именно такой случай. Это не инструмент, это - поддержка вашего душевного равновесия, вашего спокойствия и уверенности, что всё идёт как надо. Что ни говори , верстак , это прежде всего - метод самоутверждения.
Верстак в мастерской – как раз именно такой случай. Это не инструмент, это - поддержка вашего душевного равновесия, вашего спокойствия и уверенности, что всё идёт как надо. Что ни говори , верстак , это прежде всего - метод самоутверждения.
Мастерская судостроителя, только тогда имеет право
считаться таковой, когда в ней появляется верстак.
Именно верстак, и ничего иное.
Не обеденный стол, вышедший из употребления в вашей прежней квартире, и за жалостью расстаться, перекочевавший в гараж. Не подоконник на балконе. Не пара «козелков", с накинутым на них дверным полотном , снятым по случаю в какой-то брошенной строителями бытовке.Не годятся также те складные разноцветные игрушки, что по нынешней моде продаются у нас в хозяйственных магазинов, наряду с таким же разноцветным и зачастую бестолковым электроинтсрументом.Нет, никакие компромиссы не возможны. Только верстак! Это ваша Великая Китайская Стена, которая должна уметь выдерживать любые удары судьбы, надёжно защищать вас от таковых, и нежно лелеять творения ваших рук, как хранит покой ребёнка детская, кроватка. Надёжность превыше всего. К стати о безделушках. Реклама порой до бесстыдства навязчива и словно приворотное зелье вам постараются впихнуть вещи, совершенно бесполезные. Будьте бдительны. ! Всё хорошо к месту. И даже на своём месте – в меру. Ничего не имея против тех кто выпускает такие вот красивые штучки, хочу лишь напомнить – они для борьбы с бытовой скукой, типа хобби. Очень симпатичный артефакт. Хорошо в интерьере от «Икея». Но не более..
Строить лодки на них нельзя. Не пытайтесь обмануть
себственный внутренний голос, и не давайте другим повода делать этого.
Первое требование к верстаку – он должен быть
тяжёлым. Как паровой каток. .
При строительстве лодки не избежать работы с тяжёлыми деталями и заготовками: шверт, штевни, дейдвуды, элементы набора, детали механизмов. Вы не только не должны бояться класть всё это на ваш верстак, но и должны быть уверены, в том, что все эти детали надёжно закреплены на нём, и не сдвинутся с места от ваших усилий. Тем более, что в распоряжении любителей в последнее время появилось великое множество электроинструментам. Мощность моторов на некоторых достаточно велика и превышает 1 КВт, т.е. сопоставим с пресловутой «лошадиной силой». Так что надо быть реалистом и не стесняться веса.
При строительстве лодки не избежать работы с тяжёлыми деталями и заготовками: шверт, штевни, дейдвуды, элементы набора, детали механизмов. Вы не только не должны бояться класть всё это на ваш верстак, но и должны быть уверены, в том, что все эти детали надёжно закреплены на нём, и не сдвинутся с места от ваших усилий. Тем более, что в распоряжении любителей в последнее время появилось великое множество электроинструментам. Мощность моторов на некоторых достаточно велика и превышает 1 КВт, т.е. сопоставим с пресловутой «лошадиной силой». Так что надо быть реалистом и не стесняться веса.
Хороший верстак, это прежде всего работяга,
способный выдержать любой вес. Второе
принципиальное требование к верстаку – удобство работы. Иногда его можно считать
даже первым. Но уж ни как не третьим. В отличии от беременной женщины, которая
вынуждена носить плод как придётся, плотники можем себе позволить выбирать, как
лучше вынашивать своё творение. И не стоит пренебрегать такой возможностью.
К стати , аналогичными «колодами» пользуются и европейцы. Но нечасто
, в основном при работе долотами и коловоротом.
А вот о чём нам приходится думать часто, так это о
тесноте. Не европейцам, конечно, а именно, нам с вами, живущим в обычных
городских квартирах, и за счастье
почитающим, если удалось организовать мастерскую в обычном
гараже.. Вот так «под лестницей» устроил свою творческую жизнь один мой
приятель.
Подобные конструкции изготавливают из специальных
сортов особо-твёрдого дерева. Специальной многолетней естесвенной сушки,
специальной пропитки… Не то что б они обладали каким-то особым набором функций
не свойсветнным дешёвым верстакакм, просто эти функции они выполняют на порядок
качественнее.
Деньги (хотя и стоят такие вещи денег не малых) так вот деньги тут не главное. Верстак, он как музыкальный инструмент – для учеников по-проще, для мастеров – эксклюзив.
Верстаки для мастеров, вроде того, что показан на фото выше, стоят от 3 тысяч долларов за штуку. Но для настоящего мастера цена уже не существенна.
Впрочем, это не означает, что новичку только
дёшёвое. Отнюдь. Дешевле – на означает
хуже, если только не ставить цель найти что-то «самое дешёвое» .
Впрочем, в особозапущеных случаях, дело доходит до изготовления эксклюзивных моделей из редких и ценных пород древисины . Исключительно ради украшения интерьера.
Впрочем, в особозапущеных случаях, дело доходит до изготовления эксклюзивных моделей из редких и ценных пород древисины . Исключительно ради украшения интерьера.
Вполне разумная цена за хороший верстак в
любительской мастерской находится в пределах от 500 до 800 US$. Это
будет вполне справедливая цена. Ведь стоимость лодок , которые строятся в таких
мастерских тоже не малая, и было бы удивительно, что б «дорогое доставалось
даром».
За обозначенную цену неплохие верстаки можно приобрести по каталогам … Эти изделия отвечают всем требованиям профессионального рабочего места, уступая дорогим конструкциям лишь в долговечности и некоторых характеристиках точности позиционирования деталей. Для начинающих это на первых порах не очень важно. Такие конструкции просты, понятны в работе, легки в обслуживании и ремонте. А главное - они дают вполне ясные первоначальные навыки того, как правильно организовать рабочее место корабельного плотник
Впрочем,
что касается вот именно последнего пункта, я бы , пожалуй, порекомендовал приобретать
верстаки скорее похожие на обычные столы.
В кораблестроительном деле частенько
приходится работать с заготовками очень больших размеров, и традиционные
верстаки для этого не совсем годятся.
Тут важно не просто закрепить деталь, но ещё и получть возможность
обрабатывать её со всех сторон. Сама же
эта деталь, частенько столь велика (например поперечная перборка, или плавник,
или перо руля), что свисая с краёв столеницы она закрывает доступ всему что
ниже , всяким там ящичкам, шкафчикам и прочее Верстак
корабельного плотника в этом смысле по определению проще. А вот тяжёлым он должен быть обязательно.
Заготовки, укалываемые на него, порой по весу находятся на пределе физических
возможностей человека По этому
предпочтительны верстаки с
дубовыми столешницами, чугунными
ножками, стальными массивными тисками
способными развивать приличные усилия фиксации заготовок. Пример таких
верстаков показан на фотографии выше. Это инструмент канадской компании Veritas®, рекомендован и для любителей и для профессионалов.
Размер рабочего стола 1800х600 мм. Приобрести его
можно в готовом виде, а можно в виде
комплекта для самостоятельной сборки по каталогу той же фирмы. И это обойдётся
всего в 300US$.
Как-то раз,
воочию увидев такое чудо на какой-то выставке,
Ваш покорный слуга тяжело заболел желанием «возобладать». Но остатки
здравого смысла фанатично сопротивлялись разбушевавшимся эмоциям: всё ж , как
ни как, тащить из Канады через Европу и Сибирь две простых чугунных чушки – это
уж слишком!
Как и происходит в подавляющем большинстве подобных
случаев, я решил сделать верстак сам.
Это совсем не сложно, если знать основные пропорции
и располагать хотя б минимальным набором инструментов. Материалы для
самодельного верстака на самом деле вполне доступны – это прежде всего
упаковочная обрешётка крупногабаритных грузов, транспортные паллеты, вышедшие
из употребления, бруски и доски , подобранные на троительных площадках, где
были снесены старые дома. Главное требование, как было сказано выше – лес
должен быть абсолютно высушен и выдержан. Никаких поводов для его поводки от высыхания , уж простите за каламбур, не допускается.
Кроме того
понадобятса конечно кое-какие метизы и комплектующие – прежде всего специальные
плотницкие тиски. Ну с этим делом в последнее время в наших магазинах стало по-легче, так что
останавливаться на этом пункте не стану.
Конструктивно, сам по себе верстак – очень простое изделие. Я думаю, что его устройство несложно понять из приведённых здесь эскизов. Станина – это просто четыре ножки, скреплённые восьмью перекладинами как можно жёстче. Иногда их сваривают из стального швеллера. Но душа к такой «сварке» у меня не лежит. Цельно-деревянные предпочтительны. А уж если из металла, то обязательно на болтах, чтоб при случае можно было разобрать и переставить верстак в другое место.
На
станину укладывается столешница. Она , как правило не цельная, а представляет
собой пакет из толстых (не менее 3”
на сторону) брусков квадратного сечения, стянутых в пакет поперечными
шпильками. Причин тому несколько. Во-первых вес. Трёх-дюймовую доску длинной в 2 метра и шириной в 60 см – в магазине не найдёшь
– это раз. Во вторых, её такую, особенно если из дуба, в одиночку не поднимешь.
В третьих, дерево- есть дерево. Со временем такой цельный массив неминуемо
поведёт или он «даст пропеллер» или растрескается – каюк верстачку. С наборным
такой беды не случится. И наконец в четвёртых – хитрость – у
"брусковой» столешницы срок износа в 4 раза больше
цельной : исцарапалась одна сторона, разобрал шпильки, повернул все бруски
разом на 90о, шпильки вновь продел и ты опять «мачо». Была б столешница цельно
– только выбросить.
На заднике столешницы организуется выемка –
длинный, во весь стол , желоб, куда на время работы можно сметать стружку и
быстро убрать инструмент, если скажем надо повернуть по всему столу заготовку .
Другая хитрость – дырочки вдоль передней кромки.
Другая хитрость – дырочки вдоль передней кромки.
В них вставляют различные мелкие приспособайки : всякие упорчики, зажимчики, струбцинки маленькие и прочие средства фиксации заготовок перед их обработкой. Ведь на столярном верстаке можно не только строгать и пилить. На нём и шлифуют, и фрезеруют, и сверлят и клеят… Потому вариантов фиксации придумано великое множество, но все они так или иначе упираются в эту нехитрую вещь – дырку .
Таких дырок может быть даже несколько рядов, и форма
у них тоже бывает разная.
Станина обязательно должна быть оборудована тисками. Временные или постоянные – это уже вопрос конкретного применения верстака. Но тиски нужны. Хорошие столярные тиски стоят от 120 долларов за экземпляр. В комплект обычного верстака их входит две штуки: для поперечно и продольной фиксации заготовок. Бывают, конечно просто чудесные механизмы, навроде показанного на нижнем рисунке.
Их возможности могут
впечатлить любого даже самого замшелого консерватора. … Как впрочем и цена – от
450 $.
Станина обязательно должна быть оборудована тисками. Временные или постоянные – это уже вопрос конкретного применения верстака. Но тиски нужны. Хорошие столярные тиски стоят от 120 долларов за экземпляр. В комплект обычного верстака их входит две штуки: для поперечно и продольной фиксации заготовок. Бывают, конечно просто чудесные механизмы, навроде показанного на нижнем рисунке.
Но увлекаясь всеми этими замечательными девайсами,
никогда нелишне подумать: а не станут ли они мешать работе, в то время когда их
использование не планируется? Увы – это и будут самые продолжительные отрезки
времени… Я на своём верстаки постоянные тиски так и не установил – тесно.
И к стати , пара слов о том, что должно быть
вокург верстака.
Во-первых – светло и чисто. Даже не знаю что важнее:
чтобы «светло» или чтобы «чисто». По-моему это оба первых правила.
Во вторых пол обязательно ровный (само собой –
горизонтальный!), но не скользкий.
Приятно было раскладывать всё своё добро по его ящичкам ))
Комментариев нет:
Отправить комментарий