Поиск по этому блогу

суббота, 14 июня 2014 г.

Верстак, как метод самоутверждения

Один мой приятель недавно получил пост финансового директора в некой весьма известной компании. Не то что бы он по натуре карьерист, однако назначением своим был безмерно доволен.
И этого не скрывал.
Буквально на следующий день, он поспешил купить билет на самолёт и улетел в Японию. Как потом выяснилось, исключительно чтобы лично побывать в компании Kukoe, где выбрать себе стол в кабинет «собразноо статуса». «Терпеть не могу чувствовать себя в чём-то стеснённым. А заботиться о чужих деньгах, пребывая в раздражении от собственного рабочего места – это значит скоро не станет ни денег ни места», - таким было его объяснение. Наверное,  позиция в чём-то небезупречна 
Но спорить с ним я не стал. Ведь всякая работа, действительно требует внимания. А иногда, ты просто нуждаешься в поддержке, если не окружающих, то хотя бы собственного стола.


Верстак в мастерской – как раз именно такой случай. Это не инструмент, это - поддержка вашего душевного равновесия, вашего спокойствия и уверенности, что всё идёт как надо. Что ни говори ,  верстак ,  это прежде всего - метод самоутверждения.
Мастерская судостроителя, только тогда имеет право считаться таковой, когда в ней появляется верстак.



Именно верстак, и ничего иное.
Не обеденный стол, вышедший из употребления в вашей прежней квартире, и за жалостью расстаться, перекочевавший в гараж. Не подоконник на балконе.  Не пара «козелков", с накинутым на них дверным полотном , снятым по случаю в какой-то брошенной строителями бытовке.Не годятся также те складные разноцветные игрушки, что по нынешней моде продаются у нас в  хозяйственных магазинов, наряду с таким же разноцветным и зачастую бестолковым электроинтсрументом.Нет, никакие компромиссы не возможны. Только верстак! Это ваша Великая Китайская Стена, которая должна уметь выдерживать любые удары судьбы, надёжно защищать вас от таковых, и нежно лелеять творения ваших рук, как хранит покой ребёнка детская, кроватка. Надёжность превыше всего. К стати о безделушках. Реклама порой до бесстыдства навязчива и словно приворотное зелье вам постараются впихнуть вещи, совершенно бесполезные. Будьте бдительны. ! Всё хорошо к месту. И даже на своём месте – в меру.  Ничего не имея против тех кто выпускает такие вот красивые штучки, хочу лишь напомнить – они для борьбы с бытовой скукой, типа хобби. Очень симпатичный артефакт. Хорошо в интерьере от «Икея». Но не более..


Строить лодки на них нельзя. Не пытайтесь обмануть себственный внутренний голос, и не давайте другим повода  делать этого.
Первое требование к верстаку – он должен быть тяжёлым. Как паровой каток. .
При строительстве лодки не избежать работы с тяжёлыми деталями и заготовками: шверт, штевни, дейдвуды, элементы набора, детали механизмов. Вы не только не должны бояться класть всё это на ваш верстак, но и должны быть уверены, в том, что все эти детали надёжно закреплены на нём, и не сдвинутся с места от ваших усилий. Тем более, что в распоряжении любителей в последнее время появилось великое множество электроинструментам. Мощность моторов на некоторых достаточно велика и превышает 1 КВт, т.е. сопоставим с пресловутой «лошадиной силой». Так что надо быть реалистом и не стесняться веса.
 






Хороший верстак, это прежде всего работяга, способный выдержать любой вес Второе принципиальное требование к верстаку – удобство работы. Иногда его можно считать даже первым. Но уж ни как не третьим. В отличии от беременной женщины, которая вынуждена носить плод как придётся, плотники можем себе позволить выбирать, как лучше вынашивать своё творение. И не стоит пренебрегать такой возможностью.
Ведь чем удобнее рабочее место, тем меньше устаёшь, больше успеваешь сделать, да и о качестве можно позаботиться.  Надо учитывать собственный рост, вес, анатомию, привычки… Ясно  дело, что не всякий левша сможет нормально работать за таким же столом, где комфортно себя чувствует обычный «праворукий» столяр. И так далее. Вплоть до семейных привычек и национальных традиций.  Вот посмотрите на это японский верстак, который показан на рисунке.


Да-да, это тоже верстак. Ну что поделаешь – им так удобно. Японцы в основном низкорослые и не тяжёлые (исключая кончено борцов сумо). А потому им европейская форма верстака малопригодна. Вот и придумали это чудо. Деталь зажимают ногами. Сами, что б не прыгать, садятся верхом на эту колоду и так работают. Необычно ? Да. Однако, судя по качеству японской мебели, сказать что это «плохо» язык не поворачивается. Мастеру так удобно. И с этим не поспоришь
К стати , аналогичными  «колодами» пользуются и европейцы. Но нечасто , в основном при работе долотами и коловоротом.
А вот о чём нам приходится думать часто, так это о тесноте. Не европейцам, конечно, а именно, нам с вами, живущим в обычных городских квартирах, и  за счастье почитающим, если удалось организовать мастерскую в обычном гараже.. Вот так «под лестницей» устроил свою творческую жизнь один мой приятель.

Посмотрите на фотографию: где стоит верстак? А ведь у многих даже такой возможности нет. Вопрос о свободе пространства, точнее о полном  отсутствии оной – зачастую оказывается решающим в выборе конструкции верстака для домашней мастерской. В поисках ответа на него, важно не навредить первым двум вышеупомянутым критериям .
Так что не стоит торопиться в магазин. Хотя при наличии выбора, покупным изделиям всё же следует отдавать предпочтение. Уже хотя бы потому, прогресс не стоит на месте и даже в таком консервативном деле как устройство столярного верстака есть немало новшеств. Кроме того,  выпуск первоклассного инструмента для целого ряда фирм  - это бизнес. Причём они занимаются им уже не первую сотню лет.  У них есть свои секреты мастерства, которые новичку и недоступны и непонятны. Вряд ли есть смысл даже вникать в такие подробности – проще взять и купить. Конечно, у меня рука не поворачивается советовать начинающему мастеру тратить деньги на верстаки от  таких известны производителей, как SjobergGeoffrey Noden  , DIEFENBACH BENCHES™ , JACOBSEN .
 Подобные конструкции изготавливают из специальных сортов особо-твёрдого дерева. Специальной многолетней естесвенной сушки, специальной пропитки… Не то что б они обладали каким-то особым набором функций не свойсветнным дешёвым верстакакм, просто эти функции они выполняют на порядок качественнее.
 

Деньги  (хотя и стоят такие вещи денег не малых) так вот деньги тут не главное.  Верстак, он как  музыкальный инструмент – для учеников по-проще, для мастеров – эксклюзив. 


Верстаки для мастеров, вроде того, что показан на фото выше, стоят от 3 тысяч долларов за штуку. Но для настоящего мастера цена уже не существенна. 
Впрочем, это не означает, что новичку только дёшёвое. Отнюдь.  Дешевле – на означает хуже, если только не ставить цель найти что-то «самое дешёвое» .



Впрочем, в особозапущеных случаях, дело доходит до изготовления эксклюзивных моделей из редких и ценных пород древисины . Исключительно ради украшения интерьера.

Вполне разумная цена за хороший верстак в любительской мастерской находится в пределах от 500 до 800 US$. Это будет вполне справедливая цена. Ведь стоимость лодок , которые строятся в таких мастерских тоже не малая, и было бы удивительно, что б «дорогое доставалось даром».
 

За обозначенную цену неплохие верстаки можно приобрести по каталогам … Эти изделия отвечают всем требованиям профессионального рабочего места, уступая дорогим конструкциям лишь в долговечности и некоторых характеристиках точности позиционирования деталей. Для начинающих это на первых порах не очень важно.  Такие конструкции просты, понятны в работе, легки в обслуживании и ремонте. А главное - они дают вполне ясные первоначальные навыки того, как правильно организовать рабочее место корабельного плотник
Впрочем, что касается вот именно последнего пункта, я бы  , пожалуй, порекомендовал приобретать верстаки скорее похожие на обычные столы.


В кораблестроительном деле частенько приходится работать с заготовками очень больших размеров, и традиционные верстаки для этого не совсем годятся.  Тут важно не просто закрепить деталь, но ещё и получть возможность обрабатывать её со всех сторон.  Сама же эта деталь, частенько столь велика (например поперечная перборка, или плавник, или перо руля), что свисая с краёв столеницы она закрывает доступ всему что ниже , всяким там ящичкам, шкафчикам и прочее Верстак корабельного плотника в этом смысле по определению проще.  А вот тяжёлым он должен быть обязательно. Заготовки, укалываемые на него, порой по весу находятся на пределе физических возможностей человека По этому предпочтительны верстаки с дубовыми столешницами,  чугунными ножками, стальными массивными тисками  способными развивать приличные усилия фиксации заготовок. Пример таких верстаков показан на фотографии выше. Это инструмент канадской компании Veritas®, рекомендован и для любителей и для профессионалов.
Размер рабочего стола 1800х600 мм. Приобрести его можно в готовом виде, а можно  в виде комплекта для самостоятельной сборки по каталогу той же фирмы. И это обойдётся всего в 300US$.
Как-то раз, воочию увидев такое чудо на какой-то выставке,  Ваш покорный слуга тяжело заболел желанием «возобладать». Но остатки здравого смысла фанатично сопротивлялись разбушевавшимся эмоциям: всё ж , как ни как, тащить из Канады через Европу и Сибирь две простых чугунных чушки – это уж слишком!
Как и происходит в подавляющем большинстве подобных случаев, я решил сделать верстак сам.  

 
Это совсем не сложно, если знать основные пропорции и располагать хотя б минимальным набором инструментов. Материалы для самодельного верстака на самом деле вполне доступны – это прежде всего упаковочная обрешётка крупногабаритных грузов, транспортные паллеты, вышедшие из употребления, бруски и доски , подобранные на троительных площадках, где были снесены старые дома. Главное требование, как было сказано выше – лес должен быть абсолютно высушен и выдержан. Никаких поводов для его поводки от высыхания , уж простите за каламбур,  не допускается.
Кроме того понадобятса конечно кое-какие метизы и комплектующие – прежде всего специальные плотницкие тиски. Ну с этим делом в последнее время в наших магазинах стало по-легче, так что останавливаться на этом пункте не стану.
 



Конструктивно, сам по себе верстак – очень простое изделие. Я думаю, что его устройство несложно понять из приведённых здесь эскизов. Станина – это просто четыре ножки, скреплённые восьмью перекладинами как можно жёстче. Иногда их сваривают из стального швеллера. Но душа к такой «сварке» у меня не лежит. Цельно-деревянные предпочтительны. А уж если из металла, то обязательно на болтах, чтоб при случае можно было разобрать и переставить верстак в другое место.
На станину укладывается столешница. Она , как правило не цельная, а представляет собой пакет из толстых (не менее 3” на сторону) брусков квадратного сечения, стянутых в пакет поперечными шпильками. Причин тому несколько. Во-первых вес. Трёх-дюймовую доску длинной в 2 метра и шириной в 60 см – в магазине не найдёшь – это раз. Во вторых, её такую, особенно если из дуба, в одиночку не поднимешь. В третьих, дерево- есть дерево. Со временем такой цельный массив неминуемо поведёт или он «даст пропеллер» или растрескается – каюк верстачку. С наборным такой беды не случится. И наконец в четвёртых – хитрость – у
"брусковой» столешницы срок износа в 4 раза больше цельной : исцарапалась одна сторона, разобрал шпильки, повернул все бруски разом на 90о, шпильки вновь продел и ты опять «мачо». Была б столешница цельно – только выбросить.
На заднике столешницы организуется выемка – длинный, во весь стол , желоб, куда на время работы можно сметать стружку и быстро убрать инструмент, если скажем надо повернуть по всему столу заготовку .
 Другая хитрость – дырочки вдоль передней кромки.




В них вставляют различные  мелкие приспособайки : всякие упорчики, зажимчики, струбцинки маленькие и прочие средства фиксации заготовок перед их обработкой. Ведь на столярном верстаке можно не только строгать и пилить. На нём и шлифуют, и фрезеруют, и сверлят и клеят… Потому вариантов фиксации придумано великое множество, но все они так или иначе упираются в эту нехитрую вещь – дырку . 
Таких дырок может быть даже несколько рядов, и форма у них тоже бывает разная.


Станина обязательно должна быть оборудована тисками. Временные или постоянные – это уже вопрос конкретного применения верстака. Но тиски нужны. Хорошие столярные тиски стоят от 120 долларов за экземпляр. В комплект обычного верстака их входит две штуки: для поперечно и продольной фиксации заготовок. Бывают, конечно просто чудесные механизмы, навроде показанного на нижнем рисунке.

 
Их возможности могут впечатлить любого даже самого замшелого консерватора. … Как впрочем и цена – от 450 $.
Но увлекаясь всеми этими замечательными девайсами, никогда нелишне подумать: а не станут ли они мешать работе, в то время когда их использование не планируется? Увы – это и будут самые продолжительные отрезки времени… Я на своём верстаки постоянные тиски так и не установил – тесно.
И к стати , пара слов о том, что  должно быть вокург верстака.
 
 
Во-первых – светло и чисто. Даже не знаю что важнее: чтобы «светло» или чтобы «чисто». По-моему это оба первых правила.
Во вторых пол обязательно ровный (само собой – горизонтальный!), но не скользкий.
В третьих – что б основная масса инструментов , тех, которые часты в употреблении – всегда доступны и под рукой.
И конечно же никогда не стоит стесняться вносить в конструкцию своего верстака разные усовершенствования.  Не обязательно всё покупать в магазине и «по каталогу».  В большинстве случаев достаточно подумать своей головой, а там и руки пригодятся.
Вот и я себе сделал такой вот симпатичный верстачок


Приятно было раскладывать всё своё добро по его ящичкам ))


 
На последок, как всегда мои рекомендации посетить «верстачные» сайты.









 

Комментариев нет:

Отправить комментарий