Поиск по этому блогу

среда, 19 ноября 2014 г.

Электроника из дров


Ну, не совсем прямо уж «из дров» )).
Но, полагаю, всякий, кто имеет дело с древесиной, мне не даст соврать: отходов, как уж не крои, всегда выходит много. Что с ними делать?
Дерево горит. Так что зимой  проблема просто разрешается: камин, баня, печь на даче – и нету никакой проблемы.
 

Но, по большому счёту, жечь древесину  - расточительно. Иногда из мусора можно извлечь доход. Про это я уже писал однажды у себя на сайте
А ещё порою хочется чего-то для души. Поделки всякие там смастерить ведь жалко же выбрасывать!
Да и «отходы» - они ведь не с одной лишь древесины получаются. В моём случае, при строительстве лодки с электродвижетелм, помимо плотницкой работы, ещё приходится иметь дело со всякими электрическими штучками. И там тоже появляются свои «отходы».
Но и не только там – давайте глянем шире: вся наша жизнь с годами стала расточительна и  быстротечна. Что вчера было диковиной новинкой – нынче хлам, хотя ему ещё бы жить да жить. Это я про компьютеры отдельно намекаю. С ними то у нас вообще беда. Моральное старение «железа» столь стремительно, что не успел купить новинку в магазине,  пока несёшь её домой – удж состарилась. Выбрасывать? Из магазина прямо в урну?
Где-то в интернетах  попадалась мысль, что
«Если бы авиапромышленность в последние 25 лет развивалась столь же стремительно, как промышленность средств вычислительной техники, то сейчас самолёт Boeing 767 стоил бы 500 долл. и совершал облёт земного шара за 20 минут, затрачивая при этом пять галлонов (~18,9 л) топлива. Приведенные цифры весьма точно отражают снижение стоимости, рост быстродействия и повышение экономичности ЭВМ».
— Журнал «В мире науки» (1983, № 08)(русское издание «Scientific American»)
 
Но увы, Боинг – это таки Боинг», а дрова дровами. Каждый переживает трудности по своему.
 И я подумал смастерить из отходв акустическую стереосистему, мощностью ватт 20. Ну просто захотелось чистого домашнего звука.
В магазине их полным полно на всякий праздный вкус и выбор.
Но я  же решил построить собственную, причём из хлама, с "минимальным бюджетом", как нынче принято говорить. Зато, с индивидуальным дизайном. Эстетика – она такая вещь, что природа первоначального материала  мало кому забавна, если в итоге – всё радует глаз (и ухо). А делов-то: паяльник, провода, отвёртки…2-3 часа работы в перекурах.


Короче - хватит слов, давайте делать.
В начал нужно выбрать схему. Я искал  ту что по-проще (и значит понадёжней будет), подешевле в смысле электронных компонентов (и значит, чек не огорчит), при условии, что смогу по максимуму использовать  имеющийся в наличии древесный мусор и всякие железки.
Вот нашёл.




Всего один кристалл – TDA1558Q от фирмы Philips. Проверенная временем идея. Надо заметить, схемы эти настолько просты, что их рисуют даже не традиционно по ГОСТ-у, а в виде вот таких весёлых комиксов...


... и даже вот таких.

Как-раз – что надо!
В "Чип-Дип"-е микросхемка стоит ныче  около 200 рублей. Мне она досталсь чуть дешевле. Но не суть. Ведь это была самоя дорогая часть проекта. Собствено почти и есть  его "бюджет".

Из железок - я располагал заклиненным винчестером от старого компьютера -


тяжеленная такая алюминиевая болванка, которая мне представлялась хорошим шасси для девайса.
 

Всё бесполезное я из неё убрал. Кое где  пришлось ещё сверлить отверстия для крепежа.


 
Сам усилитель не велик – микросхема привинчивается на радиатор (опять же от компьютерного чипа), и на её «ногах» напаиваются все остальные элементы: пара плёночных конедесаторов - на входных фильтрах высокой частоты . . . и ... э-э-э ... собственно вот и все "элементы". Очень уж простая схема.

А вот с питанием, разъёмами и регулировкой громкости места побольше надо.
Питание тут главное.  Напряжение для акустического усилителя должно быть качественно выпрямлено, а цепи – защищены от перегрузок. Сразу каюсь , первая попытка обойтись без защиты была безжалостно наказана  запалом  микросхемы. Весёлый получился фейерверк!...
Так что за выпрямителем и низкочастотным фильтром надо ещё поставить  кристалл стабилизатора (Впрочем, это всё туда же помещается – на тот же радиатор). Поскольку проект мой был в некотором роде экспериментальным, я использовал  стабилизатор с регулируемыми параметрами LT1084 от Linear Technology (российский аналог - КР142ЕН22А, к стати , ничуть не хуже). Этот кристалл позволяет выдавать напряжение в диапазоне от 1,2 до 34 В при токе до 5А. Микросхемка не дешёвая - под 100 рублей в корпусе ТО220. И на самом деле тут слегка избыточна, ведь вполне можно было обойтись 30-и рублёвой "КРЕН"-кой нужного номинала. Но у каждого чудака в голове "свои тараканы" , и у меня они тоже есть )) - опустим мелкие подробности.
 
Сетевое напряжение понижается на трансформаторе.

Уже и не припомню, откуда у меня завалялся  3-х-амперный транс  "220/18V". Ржавый был, пришлось  маленько перебрать, почистить и покрасить. Зато в итоге не гудит и не сорит наводками по звуковому тракту.
 
Выпрямительный мост – диодная сборка KBU604 (ток 6 ампер, рабочее напряжение до 400 вольт). Её донором стал умерший от старости телевизор (были ещё когда-то с экранами на электронной лучевых трубках – тяжёлые, как судьбы родины, но очень романтично).
Низкочастотный фильтр – обычный электролит . Тоже очень древний из какого-то утилёвого блока питания от корабельной РЛС. Нынешние с такими же параметрами  раза в 2-3 компактней. Но тут его эпичные размеры очень подходили по дизайну.


4700 микрофарад! Бескомпромиссно мужественный, суровый вид!
Ещё нужны были разъёмчики  для «входа» и для выходов. Сгодилась звукрвая карта  от столь же древнего компа. Сама она давно ушла в нирвану, но уж чего-чего, а разъёмы были там надёжные.
 

Тумблер питания – от настольной лампы.
Вот с регулятором громкость пришлось немного повозиться. По даташиту микросхемы – предполагался сдвоенный потенциометр на 22 килоома. Такого (да ещё чтоб махонький) в моём чулане не нашлось. Подался в магазин. Там мне продали тот что подешевле, но у него на корпусе было большими буквами написано БРАК. «Какая странная маркировка»,- я тогда подумал, позабыв от сытости в наше успокоенное время, что когда-то словом «брак» обозначались отнюдь не только супружеские узы. Озарение явилось лишь после впаивания в схему : «Вот, блин! Не работает…». А и чего б оно работало – ведь словом «брак» обозначают нерабочий хлам.
Идти и покупать рабочий не хотелось (лень, да и чистота бюджетного эксперимента смажется). Так что я его тихонько скальпелем расковырял и обнаружил, что там пустяшная поломка – пружина плохо прижимала бегунок потенциометра к подложке. Тем же скальпелем я ту пружину малость подогнул. Собрал. Поставил. Зажужжало!!!
Вот, как бы, собственно и всё.


Для прикола,  электролиту на ноги повесил красный светодиодик. Чтоб сигнализировал, значит, о наличии напруги.  На больших электролитах таковая остаётся даже в обесточенном девайсе.  Незадачливого может шандарахнуть. Ну а что б не громоздить традиционно лампочку на унылую приборную панель, я тот светодидик спрятал прямо в шасси. 


Спрятал так, чтоб шёл оттуда свет, но что за свет - не сразу чтоб понятно. В первый момент кажется, будто в усилителе внутри  горит чего-то :  вот-вот бабахнет. Собственно таким и должен быть психологический эффект сигнализации  наличия высокого напряжения: «Не влезай – убьёт!», - писали раньше на столбах.
 
Ну ещё немножко проводов, с пол-дюжины крепёжных винтиков.
Для красоты (и чтоб лак мебели не поцарапать) всё устройство закрепил на куске доски (зашкуреный-залаченый, конечно, с пробковыми пятачками вместо ножек). Вот где пригодились то древесные риходы!

 
Теперь к колонкам.
От старого проекционного зомбоящика досталась пара широкополосных воздуходавилок  SONY с катушками в 4 Ома в весьма приличном состоянии.


Не гиганты, но много и не надо – свои 15 ватт они прокачивают честно. Я так прикинул, что если каждый поселить в колонку литра по три -  все будут довольны.
 
Дизайн колонок предполагал некую похожесть на электронный блок усилителя. А вот к конструкции тут требования жёсче: всё должно быть крепким, лёгким и монолитным. А гланвное – РАВНОПРОЧНЫМ, что б в стенках самих колонок не возникало непредвиденных гармоник-«нежданчиков». Просто сколотить ящик, как это принято в тех акустических системах, которые нам продают в магазинах, мне показалось унизительным до неприличия.
...Да и не из чего было «колотить»: все обрезки фанеры что у меня имелись  - не того размера, не того качества и т.д. т.п. Щгпки, по русски говоря.
Так что на ум пришла идея этакого «пэчворка» - склеить пустотелый куб из множества слоёв мелких фанерных обрезков, и омонолитить всю конструкцию полиэфирной смолой.
Придумано - сделано.
Нарезал…
 
…склеил…
… ещё склеил…
 
... ещё слой ...
... и ещё ...

… вот что получилось.

 

Ну  и по-новой: лак – шурупы – провода.
История закончилась вполне успешно – всё работает.

А если надоест - ещё чего-нибудь придумаю …



... или теперь уж прямиком в камин. Ведь дрова же.




Комментариев нет:

Отправить комментарий