Прежде чем заняться другими вещами, надо быть уверенным, что
с двигателем у меня всё получилось правильно. А об этом можно судить лишь
смонтировав линию вала.
Предстояло соединить мотор с гребным винтом и посмотреть - всё ли хорошо.
Винт я подобрал, наверное, самый маленький из возможных – трехлопастной алюминиевый, диаметром 9 и шагом 7 дюймов.
К слову замечу, приведённые здесь чертежы выполнены на ... обычном текстовом редакторе - офисном MS Word. Никаких "АвтоКАД"-ов, "КОМПАС"-ав и т.д. для подобного проектирования я не использовал.
Пришлось ещё повозиться с посадкой самого винта.
Дело в том, что изначально он предназначался для подвесных моторв.
Предстояло соединить мотор с гребным винтом и посмотреть - всё ли хорошо.
Винт я подобрал, наверное, самый маленький из возможных – трехлопастной алюминиевый, диаметром 9 и шагом 7 дюймов.
Ещё не знаю,
правильным ли был этот выбор. Сложность в том, что для создания упора, мне бы
хватило и меньшего. А вот в генераторном режиме, когда оборотов совсем мало, диаметр нужен побольше. В принципе – это противоречие,
и тут любой компромисс будет ущербным. Но я не стал зацикливаться на поиске
каких-то нетривиальных решений, и выбрал традиционный путь: поставлю что есть
, и пусть будет - что будет.
Сегодня комплектные валолинии представлены на рынке в самом
широком ассортименте. Вот, например, от Vetus - очень хороши.
Но такой как мне надо – всё-же не нашлось. Причина в том,
что гребной вал я решил сделать
небольшого диаметра – всего 20 мм. А стандартные начинаются с 25-и.
Почему такой тонкий?
Во-первых, потому что диаметр вала двигателя – всего 19
мм. А привод безредукторный, стало быть иметь гребной вал толще, чем у самого мотора, уже как-то странно.
Во-вторых, посадочный диаметр ступицы моего гребного винта
всего 14 мм.
И наконец, в располагаемый внутренний диаметр дейдвуда
помещался только подшипник на 20 мм.
Вот такой замечательный девайс «Альбакор
МОРЗЕ» от Morse Robber мне помогла преобрести владивостокская компания East Marine.
И первое что приходит на ум – это, да, конечно, «тунец», а
ещё знаменитая экспериментальная
подводная лодка AGSS-569 Albacore, изменившая мир.
Немного рамантики нам не помешает )).
Так что вал пришлось спроектировать самостоятельно и
выточить в одной из местных токарных
мастерских.
Последнее оказалось весьма непросто. А всё дело в
том, что даже такая примитивная деталь, как круглый стальной стержень длиной всего-то метр - уже не под
силу нашей российской "инновационной экономике". Длинные валы (а по
соотношению длинны к диаметру - эту штуку приходится считать таки
"длинной") точатся в люнетах. И вот их-то местная токарная элита давным-давно пропила, перепродав в Китай на металлолом.
Ни славный судоремонтный Дальзавод (слава Богу - банкрот теперь уже. И поделом!), ни другие
"орденоносные" трудовые коллективы, не смогли взяться за такой
простой заказ. По причине отсутствия вот этой самой "штучки".
Выручил, как всегда,
безымянный токарь из чумазой
богом забытой котельной. Просто
не знаю, что б я без него делал...
Там же были изготовлены и компенсирующие полумуфты (аналог стандартной по ГОСТ 25021-03), и фланец дейдвуда.
Ну, разве что Solid Works для сложных случаев и проверки сборок.
Этот пакет вне конкуренции: быстро осваивается, легкий в работе, и возможности для моих задача - безграничны.
Результат - фотореалистичные изображения - особенно радуют глаз.
Итак, дейдвудный фланец: задача этой детали - крепко держать подшипник и распределять нагруку от дейдвуда на ахтерштевень.
Этот пакет вне конкуренции: быстро осваивается, легкий в работе, и возможности для моих задача - безграничны.
Результат - фотореалистичные изображения - особенно радуют глаз.
Итак, дейдвудный фланец: задача этой детали - крепко держать подшипник и распределять нагруку от дейдвуда на ахтерштевень.
Пришлось ещё повозиться с посадкой самого винта.
Дело в том, что изначально он предназначался для подвесных моторв.
Поэтому в его алюминиевой ступице запрессован бронзовый переходник с крестообразными
пазами под срезные шпонки. Эти шпонки спасают винт, когда тот ударяется об что-то твёрдое (топляк или дно на
мелководье) . В этот момент инерция лопастей винта ещё очень велика, как и
инерция быстроходного бензинового
мотора. И чтоб не расколоть ступицу, жертвуют шпонками, которые при перегрузке
просто срезаются.
В моём же случае все эти страховки явно излишне: вращение
вала идёт на пониженных оборотах, винт со всех сторон закрыт пером руля и
плавником балластного киля, так что вероятность удара незначительна, а последствия,
если таковой случится - невелики. Да и сам электромотор с частотным приводом, способным остановиться практически
мгновенно на любой скорости при малейшем превышении заранее запрограммированной величины нагрузки.
Поэтому, вместо срезных шпонок я поставил на вал переходник
с крестообразной «ответной» частью. Шипы переходника
входя в пазы на ступице винта и передают ему таким образам вращение от вала.
Ну вот, когда все детали выточены и подогнаны друг к другу, линия вала собирается в дейдвуде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий