Поиск по этому блогу

четверг, 11 декабря 2014 г.

Дерево на службе в ВМФ

Конечно, всю широту темы я не раскрою.  Но ведь и секрета никакого нет - в современных флотах (российском и не только) исправно несут службу деревянные  корабли.

Советский тральщик проекта 257 дм

Например, минные тральщики. Выбор материала корпуса здесь обусловлен необходимостью сведения к минимуму магнитных полей.
А что выходит в жизни?
Интересный сайт ветеранов 47-й бригады кораблей охраны водного района Владивостока.

Ресурс замечателен подробными и в целом правдивыми описаниями жизни флота, большим количеством технического материала, а самое главное - возможностью в пообщаться с теми, кто там служил.

После "257"-го в Совестком Союзе пытались перейти на пластик.


Но тральщики серии 1252  (первые пласмассовые) оказались:
а) непомерно дорогими (и денежеки даже при "коммугнизме" у нас в стране считали)   12,6 миллионов рублей против 1,7 миллиона серийного "257"-го.
Чтобы понять эту сумму, достаточно сравнить стоимость 1 тралищика  (почти 13 миллионов) с ценой стандартной 5-и этажной "хрущёвки" тех времен - примерно 130 тыс. рублей (!!) Один тральшик  = 100 жилых домов или в пересчёте "по головам" - 18 000 человек остаются ночевать на улице. Да.. такая была страна...
б) а во вторых, пластмасса оказалась никудышней - осмос, эмиссия стирола, экипажи  страдали от жуткой вони по отсекам, весь крепёж вываливался, шкафы и ящики с электроприборами висли на проводх...
Романтика!
Было предпринято несколько вполне честных попыток освоить пластмассовое строительство, ...

 
 
 ...но в конце концов , вернулись к дереву

Аналогичные корабли есть и в других флотах. Например,  ВМС США.

Тральшик ВМС США типа «Авенджер»
 
Примечательно, что качества  деревянные кораблей столь высоки, что журналисты по ошибке нередко называют их "композитными", а то и вовсе  "углепластиковыми".  Разумеется, это весьма нескромное преувеличение. Например,  печально знаменитый   "Гардиан" (USS Guardian MCM 5) , на самом деле всё же деревянный (хотя корпус действительно был оклеен слоем углепластика).
Как и журналистов, его командира подвела вера в высокие технологии: он больше руководствовался цифровым картам (оказалось - ошибочными), чем предупреждениям береговой охраны Филлипин.
Итог немного предсказуем.


А может, дала о себе знать  ещё американская привычка ...


... тралить мины с вертолёта .


Зато теперь есть превосходная возможность рассмотреть фотографии процесса  разборки деревянного корпуса (корабль оказался слишком тяжёлым, стащить его с мели не удалось, и флотское командование было вынуждено списать боевую единицу для последующей разборки прямо на месте крушения).


Вот что стало с "пластиком" после  полугода сидения на рифе. А дерево, как видно на фото - пока цело. И это на 23-м году службы!

Как бы там ни было, будем надеяться, что казахстанские моряки, когда получат вот такой вот тральщик ...

Рейдовый тральщик проекта 10750Э (ОАО "ЦМКБ "Алмаз" / ОАО "Средне-Невский судостроительный завод")
 
 ... вот с такой "балдой"на лебёдке ...


..., будут с ним поаккуратнее.  Этот корпус производитель обещает  сделать полностью стеклопластиковым. Надолго ли?

Комментариев нет:

Отправить комментарий